Потребителем российское законодательство называет лицо, приобретающее что-либо для собственных нужд. Таким образом, ежедневно каждый человек выступает в роли потребителя. Конечно, его права время от времени нарушаются. В системе правоотношений между потребителями и продавцами или исполнителями услуг регулирование отношений происходит по специальным нормативным актам. Самый главный – закон о защите прав потребителей, созданный для защиты интересов физлиц.

Наиболее распространенные случаи нарушения прав:
  • продажа просроченных продуктов питания (наиболее распространенный случай);
  • отказ продавца в обмене товара (нарушая закон о защите прав потребителей, недобросовестные продавцы не обменивают проданные ими товары, которые оказались некачественными или просто не подошли покупателю);
  • навязывание ненужных услуг (например, изменение тарифов в одностороннем порядке операторами мобильной связи);
  • установление экономически необоснованных цен (в первую очередь касается стоимости коммунальных услуг);
  • предоставление покупателю недостоверной информации о товаре (часто встречается в вывесках или ценниках).

Основные моменты нормативного акта.

Чтобы понимать, как действовать в той или иной ситуации, необходимо смотреть Закон. В целом, его нормы направлены на защиту потребителей. Но лишь в теории. На практике нормами исправно пользуются предприятия, представители которых знают все недочеты нормативного акта. Самым главным моментом является возможность обмена качественного товара. Все знают, но не такой большой процент потребителей могут отстоять свое право.
Адвокат может исправно использовать весь соответствующей статьи, а не только первую часть. Если товар был в использовании, то обменять нельзя. Сложно представить себе вариант, когда человек желает обменять товар, при этом, не использовал его. В системе гарантийных обязательств также не все находится на стороне простых людей. Сервисные центры любят использовать пункт о продолжении срока проведения гарантийного ремонта. Подобные сроки выходят за термины, указанные в Законе, но на практике реальная борьба невозможна.
Еще одним важным упущением Закона является факт отсутствия санкций за отказ в проведении экспертизы качества товара со стороны продавца. Обязанность есть, а санкций нет. Именно поэтому потребитель редко добивается удовлетворения подобного прошения.

Основные варианты защиты потребителями своих прав

Предоставление недобросовестному продавцу претензии

В данном документе описывается последовательность фактов, приведших к нарушению прав потребителя, нормы закона, которые были нарушены и выдвигается требование к продавцу исправить имевшие место нарушения.

Подача иска в суд

В исковом заявлении указываются обстоятельства дела, описываются факты нарушения потребительских прав и доказательства данных нарушений, приводятся ссылки на правовые нормы, которые были нарушены продавцом и выдвигаются требования, подкрепленные ссылками на соответствующие нормативные акты.

Насколько эффективно отстаивать свои права в данной сфере?

По статистике ежегодно российские суды рассматривают порядка 300000 дел, касающихся защиты потребительских прав. В большинстве случае решение выносится в пользу покупателей. Таким образом, отстоять нарушенные права покупателя вполне реально. Необходимо только иметь желание, достаточно свободного времени и знания нормативной базы. Но, к сожалению, второй и третий компонент присутствует далеко не у всех граждан.

Юридическая помощь по вопросам защиты прав потребителей

МКА "Сачковский и Партнеры" помогает потребителем отстаивать свои права. Клиентам остается только сформулировать проблему, все остальные вопросы будут решаться квалифицированными адвокатами, которые помогут успешно решить вопрос любой сложности в данной сфере. Цена услуг абсолютно оправдывает качество работы.

Роль адвоката

Опытный адвокат знает, что в зависимости от стороны спора, Закон можно прочитать по-своему. Основные споры – возврат денег и попытка обмена товара надлежащего качества. Как в первом, так и втором случае, главная задача адвоката – добиться проведения экспертизы. Ведь, даже досудебный вывод эксперта не является экспертизой с точки зрения судебного процесса. Исследование до подачи иска – выводы специалиста. В судебном деле судья, в первую очередь, будет смотреть на выводы экспертизы.
Изначально опытный адвокат не просит все требования, которые можно предъявить. Но федеральный закон защиты прав потребителей предоставляет возможность взыскания неустойки. После того, как будут получены нужные выводы экспертизы, пользуясь Законом и процессуальными нормами, адвокат поднимет исковые требования.
Не так часто в судебных делах можно встретить дела, в которых просят о признании договора или его части недействительным, на основании соответствующих норм Закона. Права потребителя не должны быть ущемлен, а потому, пользуясь нужными статьями, адвокат может добиться признания договора недействительным. Такое решение позволит защитить права потребителя, которые были нарушены условиями сделки.

Адвокат по защите прав потребителей

Адвокат по защите прав потребителей может оказать неоценимую услугу в случае, если вас:
  • Не устраивают качественные или внешние характеристики приобретенного товара.
  • Вам не своевременно или ненадлежащим образом доставили товар.
  • Поставщик услуг недобросовестно отнесся к исполнению услуги.
  • Вы стали жертвой обмана недобросовестного производителя, а так же в ряде других подобных ситуаций, где были нарушены ваши потребительские права.

Часто, попытки защитить права потребителя не дает должного результата. Вам хамят менеджеры, вы тратите время на безрезультатные переговоры и не можете разрешить спорную ситуацию. Возникает вопрос: как себя вести в этой ситуации, кто может помочь решить проблему?